..." />
 

Южноуральск интернет-портал

Главная Новости Уральского ФО Сургутский перевозчик СПОПАТ - на грани банкротства

Сургутский перевозчик СПОПАТ - на грани банкротства

E-mail Печать PDF

Обсуждая изменения в бюджет на 2012 год, депутаты Сургут снова выразили недовольство лоббированием администрацией города вопроса по выделению субсидий перевозчику "СПОПАТ" на расходы 2010 года. Как сообщает "URA.Ru" , депутаты уже неоднократно заявляли о нецелесообразности таких мер. Их поддержала и прокуратура.

Председатель думы Сургута Сергей Бондаренко на брифинге после 15 заседания думы рассказал "СИА-ПРЕСС" : "Вопрос о выделении бюджетной помощи ОАО "СПОПАТ" уже давно перешло из области экономики в область спекуляций. Мой коллега, депутат второго, четвертого и пятого созыва, Анатолий Вац, недавно сказал, что за все время его работы в городской думе он постоянно слышит утверждения о том, что у перевозчика критическая ситуация и ему нужно помогать бюджетными деньгами. Хотя в это время другие компании-перевозчики не бедствуют, хоть в них не вложены деньги из казны.

Заметьте: за все время, пока идут споры о выделении этих 52 млн рублей СПОПАТу, движение общественного транспорта в городе не встало. По сути вопрос этих денег лежит в плоскости закона – с самого его начала прокуратура Сургута и Югры, а также контрольно-счетная палата четко выразили свое мнение: выделение субсидий на покрытие убытков 2010 года в нынешнем, 2012 году, просто незаконно. А в 2011 году к нам с таким вопросом не обращались. И с момента, когда стало известно, что в виде субсидий мы эти 52 млн СПОПАТу не дадим, вопрос затягивается до самой критической точки.

Я еще раз напоминаю: депутаты готовы поддержать все законные способы оказания финансовой помощи СПОПАТу. Как только мы получим лежащий в правовом поле вариант поддержки перевозчика, мы будем его рассматривать и одобрять. Но пока таких не было.

И еще я хочу отметить – СПОПАТ брал кредит в 27 млн рублей в Аккобанке, контрольный пакет акций которого принадлежит городской администрации. Председатель совета директоров банка – муниципальный служащий. Поэтому заявление о банкротстве СПОПАТа, по моему мнению, слишком горячее и преждевременное. Если же ситуация будет так же затягиваться, и администрация все-таки примет решение банкротить предприятие – значит, будем рассматривать этот вариант. Но, повторюсь, мы ждем четкого плана законного выделения денег: с понятной экономической составляющей, с прозрачностью и возможностью отследить движение средств. Как только мы его увидим – будем принимать. Но если экономическая и правовая экспертиза будет говорить, что предлагаемое нам решение противозаконно – мы не будем его принимать".

Директор департамента городского хозяйства Владимир Базаров выразил свое мнение по этому вопросу: "Ситуация в ОАО "СПОПАТ" действительно тяжелая. С декабря 2011 года администрация Сургута согласовывала с думой города вопрос о выделении средств на погашение убытков этого перевозчика, который находится в собственности муниципалитета. Суть вопроса в том, что те доходы, что предприятие получило от перевозок на общественном транспорте, не покрывают реальных издержек, и выделенных ранее субсидий тоже не хватило – и теперь эти злополучные 52 млн хвостом тянутся в экономике компании.

Сегодня у СПОПАТа есть два долга на сумму 27 млн рублей, которыми покрывались кассовый разрыв и покупка 8 новых автобусов. А основная проблема в том, что у СПОПАТа сегодня – старейший парк среди всех перевозчиков города. Процент износа техники составляет 94, и из-за этого расходы на содержание и ремонт автопарка у городского перевозчика – кратно более высокие, чем у других предприятий этого сектора.

Так вот кредиты, которые брало предприятие у Аккобанка, уже были реструктуризированы, и далее их отодвигать нельзя. Глава Сургута очень точно сказал, что если те 52 млн не будут получены, то перевозчик вплотную приблизится к банкротству. И если оно произойдет, то коснется очень большого количества горожан – ведь доля СПОПАТа на рынке перевозок составляет 52%.

Как мы планировали решить проблемы СПОПАТа? Нам ставят в укор, что у него неэффективная маршрутная сеть. Решение уже есть – город заключил контракт со ставропольским университетом на разработку новой концепции пассажироперевозок, и к концу первого полугодия 2013 года нам должны представить результаты и рекомендации применительно к Сургуту. Перед проектантами стоит задача сделать так, чтобы жители города были довольны маршрутами и при этом не росли субсидии на перевозки.

По заданию депутатов мы разработали план по выводу СПОПАТа из кризисной ситуации. Стоимость всех необходимых для этого мероприятий составляет около 300 млн рублей, из которых только порядка 111 млн рублей мы планировали взять из бюджета (эти деньги включают 52 млн рублей, которые уже почти год обсуждаются в думе Сургута). Реализация этого плана позволит СПОПАТу сохранить статус гарантирующего перевозчика, и при этом работать безубыточно.

Как это сделать? Во-первых, обновить автопарк предприятия с учетом потребности города в больших и средних автобусах (с упором на средние), во-вторых – перевести весь СПОПАТ на одну базу (сейчас их две, плюс цех кузовного ремонта). Для этого нужно будет построить бокс на 60 автобусов.

При этом мы планируем некоторое снижение доли городского перевозчика на рынке – с 52 до 42%. Если проводить масштабную модернизацию СПОПАТа в нынешних масштабах, то это бы вылилось в 600-миллионные траты. Все-таки есть разница между 10 процентами рынка и 300 млн рублей. Тем более, некоторое снижение доли СПОПАТа позволит несколько повысить конкуренцию в области общественного транспорта. Еще одна ремарка – предприятие шло к нынешней своей ситуации около 19 лет, наш план предусматривает полный выход из кризиса в течение 3-4 лет.

Депутаты рассказывали, что мы за короткий срок прислали в городскую думу целых три плана развития ОАО "СПОПАТ". Действительно, их было три, и это связано только с одним – за последний месяц мы очень кропотливо работали над вопросом восстановления предприятия. Мы много совещались с депутатами, экспертами, пересматривали некоторые пункты и так далее. На мой взгляд, это нормальное явление, что мы слышим критику и пожелания, сами видим и признаем свои ошибки и оперативно их исправляем.

Что касается якобы незаконности выделения субсидий для СПОПАТа из городского бюджета – есть большие сомнения в том, что эта незаконность имеет место. Да, есть письмо прокуратуры, но по закону она может рассматривать легальность того или иного решения в бюджетной сфере только после его принятия, а не до. Тем более, в предыдущие годы подобное решение принималось неоднократно, и никаких вопросов к нему не возникало.

К тому же, поймите, предложенный нами вариант финансовой помощи СПОПАТу – самый оптимальный с точки зрения быстроты передачи бюджетных средств. Безусловно, есть другие механизмы – например, внесение бюджетных денег в уставной капитал перевозчика. Но если мы сегодня примем это решение, то нужно пройти огромную череду формальностей (выпускать акции через федеральную службу по регулированию финансовых рынков и так далее), и СПОПАТ получит эти деньги в лучшем случае к февралю 2013 года. Поэтому главой было принято решение выносить на думу проект решения именно в таком виде. Теперь до 29 октября, когда должен быть представлен новый проект бюджета, будем отрабатывать с думой варианты выхода из сложившейся проблемы.